Реструктуризация задолженности
Реструктуризация коммунального долга – это соглашение об изменении порядка погашения задолженности по коммунальным платежам. Другими словами рассрочка или отсрочка платежа.
Рассрочка предполагает оплату образовавшегося долга по зафиксированному графику: вся сумма долга распределяется на определенное количество месяцев, в течение которых долг погашается равными частями. Она может предоставляться беспроцентно или предполагать начисление процентов.
При отсрочке долга должнику предоставляются своеобразные платежные каникулы в результате отсрочки дата исполнения обязательства по оплате ЖКУ переносится на обговоренное с должником количество месяцев.
Чтобы получить рассрочку по коммунальным платежам необходимо заключить соглашение о реструктуризации долга услуг ЖКХ с управляющей и (или) ресурсоснабжающей организацией. При этом у потребителя должны быть подтвержденные документально уважительные причины – ухудшение финансового положения плательщика (например, потеря работы) или длительная нетрудоспособность (тяжелая болезнь, в результате которой гражданин не мог долгое время работать), потеря кормильца, отсутствие источников дохода у других членов семьи, декретный отпуск или семейные проблемы.
Важно помнить, что предоставление реструктуризации коммунального долга – это право управляющей (ресурсоснабжающей) организации, однако в ситуации, когда платеж за коммунальные услуги на 25 % больше, чем аналогичный период прошлого года, у потребителя появляется право воспользоваться рассрочкой, которая в этом случае обязательна к предоставлению.
Порядок предоставления рассрочки и отсрочки для потребителей, у которых есть долги за ЖКУ, каждой управляющей (ресурсоснабжающей) организацией устанавливается самостоятельно.
Необходимые документы
Чтобы реструктуризовать долг, необходимо обратиться с заявлением о реструктуризации долга в управляющую (ресурсоснабжающую) организацию.
К заявлению должен быть приложен пакет документов.
Это правоустанавливающие документы на жилое помещение (договор социального найма или свидетельство о праве собственности на жилое помещение), справка о сумме долга, документы, подтверждающие наличие уважительных причин для реструктуризации коммунального долга (медицинские справки, копия трудовой книжки с записью об увольнении, справка о постановке на учет в качестве временно безработного, справка о составе семьи и другие, в зависимости от обстоятельств), а также копия документа, удостоверяющего личность, либо доверенность на представителя.
В случае превышения платы на 25% исполнитель коммунальной услуги обязан сообщить потребителю об этом в платежном документе, указав условия и порядок предоставления рассрочки.
Если потребитель согласен воспользоваться рассрочкой, то он подает соответствующее заявление. Другие документы в данном случае не требуются.
Если гражданину отказали в реструктуризации коммунального долга, следует обратиться с заявлением повторно, лучше через два-три месяца после отказа. К заявлению необходимо приложить как можно больше документов, подтверждающих уважительные причины, по которым гражданин не может оплачивать услуги ЖКХ.
Важно в этот период частично гасить коммунальный долг, хотя бы в незначительном размере. Также в самом заявлении можно предложить несколько удобных для заявителя вариантов реструктуризации коммунального долга.
Если у исполнителя коммунальных услуг была обязанность предоставить рассрочку, но он отказался это делать, потребитель может обратиться в суд, прокуратуру или государственную жилищную инспекцию.
Важно помнить, что если должник не будет гасить задолженность и предпринимать мер по ее реструктуризации, управляющая (ресурсоснабжающая) организация вправе обратиться в суд с исковым заявлением и взыскать задолженность принудительно через службу судебных приставов.
В случае игнорирования требований приставов неплательщика ждет арест имущества (банковских счетов), запрет на выезд за границу и конфискация движимого имущества (автомобиля, бытовой техники). В исключительных случаях злостного неисполнения решения суда возможно последующее изъятие недвижимости. Поэтому все вопросы с задолженностью за жилищно-коммунальные услуги всегда нужно решать во взаимодействии со своей управляющей (ресурсоснабжающей) организацией, так как решая проблему конструктивно, в диалоге с ресурсниками или управляющей компанией, должник может получить приемлемые условия рассрочки.